Сперва давайте разберем почему же всё-таки паладин. Первое - это умение значительно снижать входящий урон. Нормальный протопал снижает получаемый урон на 15% +6% дополнительно магического урона. Второе - аггрогенерация. При хорошем шмоте, другим танкам становится тяжело тягаться с нами в наборе аггро, а о наших значениях АоЕ аггро остальные классы могут лишь мечтать. Поскольку солидная часть урона по танку приходится на удары в ближнем бою, наличие в наших руках щита существенно облегчает жизнь хилам. А возможность перманентно держать на себе заклинание, дающее +30% к шансу блока даем нам преимущество в сравнении с воинами. Тяжело переоценить роль протопала в рейде, ведь мы являемся самой мощьной бафмашиной) А наличие сейвабилок и хорошей реакции неоднократно спасет от неминуемого вайпа, либо длительного и нудного корпсрана. Ну и самое вкусное, за счёт возможности лечить себя заклинаниями и пассивными эффектами, протопал становится вторым, после дк, лучшим соло классом в World of Warcraft.
Из минусов - невозможность носить луки, огнестрелы и метательное оружие, что ограничивает наши возможности достать противника на дистанции и не позволяет получить дополнительные бонусы от статов на оружии такого типа.
Основные характеристик
Сила - основной параметр. Влияет на количество наносимого урона и количество блокируемого физдамага щитом. За счёт талантов также дает прирост в размере 60% от количества силы к спд. Штука полезная, тем не менее наращивать её за счёт сокетов/чантов не рекомендую, т.к. их можно использовать в более полезных целях, а полученой со шмота силы нам вполне хватит.
Ловкость - вторичный параметр. За каждую единицу повышает шанс нанести крит на 0,0192%, броню на 2 и додж на 0,0192%. Наращивать нет смысла, поскольку криты для нас - всего лишь вкусное дополнение, а боныусы к броне и доджу мизерны.
Выносливость - основной параметр. Определяет количество жизней, а следовательно то, как долго мы будем жить. Максить стоит, но без фанатизма.
Интеллект - вторичный навык. Отвечает за количество маны и шанс нанесения крита маг. уроном. При правильном использовании талантов и ротации, маны нам в принципе и так хватит, так что повышать свои интеллектуальные способности нет смыла.
Дух - повышает скорость регенерации маны и жизней вне боя. Абсолютно бесполезен.
Броня - основной параметр. Уменьшает количество физического урона, наносимого по нам. Очень важная характеристика, которую я опять же не рекомендовал бы максить, так как вместо неё можно поставить более значимые бонусы. Вполне хватит той брони, что мы получаем от латного шмота и ауры. Кап брони 75%.
Ближний бой
Нас, как танков, в этом разделе интересуют всего 2 характеристики.
Рейтинг меткости - шанс попасть по цели. Параметр важен, поскольку промахиваясь по цели мы недополучаем трит, а значит не можем удержать моба от срыва аггро нашими дд или хилами. Также при недостатке хита (от англ. hit rating) можно промахнуться таунтом, что повлечёт плачевные последствия. Хардкап хита для сетапа 1ручное оружие+щит составляет 263 хит рейтинга, или 8%.
Мастерство - уменьшение вероятности того, что противник уклонится или парирует наши атаки. Важен потому, что увеличивает наш урон и частично предотвращает парирование наших атак, уменьшая тем самым и урон по нам самим (помним о 40% ускорении атаки после парирования). Софткап составляет 26, хардкап недостижим. При значении мастерства 26 боссы рейдовых подземелий не смогут уворачиваться от атак, но сохранят шанс парировать атаку, хоть и уменьшеный.
Защита
Пункт броня мы рассмотрели ранее, устойчивость же игнорируем как не несущую никакой пользы.
Защита - важнейшая характеристика. Увеличивает шанс уклониться или парировать атаку на 0,04%, уменьшает шанс получить критический урон на 0,04%. Единственный параметр, увеличивающий шанс промахнуться по нам любым видом атак на 0,04% за единицу рейтинга. Софткап составляет 535 для 5гер. инстов и 540 для рейдов, хардкап отсутствует. Откуда же взялась цифра 540? Софткап защиты ещё называют антикритом, потому что при его достижении мобы не смогут нанести нам крит. Всё дело в том, что любой моб всегда имеет 5% шанс нанести цели крит. Каждый следующий уровень этот шанс возрастает на 0,2%. Поскольку в расчётах босс 5гер. инстанса считается на 2 уровня старше игрока, а рейдовый - на 3, мы по-сути имеем дело с мобами 82 и 83 лвлов с шансом нанести крит 5,4% и 5,6% соответственно. Базовый уровень защиты на 80 лвле составляет 400, а каждые 25 рейтинга понижают шанс нанести критический урон на 1%. Считаем:
Чтобы не получить критом от 82 лвла нам нужно 400+25*5,4=535 рейтинга; для 83 лвла соответственно имеем 400+25*5,6=540.
Уклонение - отображает шанс избежать физического урона от атаки. 45,25 рейтинга дают 1% уклонения. Хардкап недостижим.
Парирование - отображает шанс избежать физического урона от атаки. После парирования следующий удар наносится на 40% быстрее. 45,25 рейтинга дают 1% парирования. Хардкап недостижим.
Блок - отображает шанс блокировать атаку, тем самым уменьшив полученый урон на значение block value, которое приобретается с гира и скалируется от количества силы. Хардкапа не имеет, но есть нюансы, о которых будет сказано позже.
Таланты
От теории перейдём к практике. Чтобы использовать своего персонажа максимально эффекивно, в первую очередь нам нужен грамотный билд. Я рекомендую пользоваться приведённым ниже.
Способности и заклинания
Здесь мы зассмотрим какие же из абилок паладина стоит постоянно держать под рукой.
В первую очередь это таунты, Длань возмездия и Праведная защита. Обратите внимание, что второй таунт используется не на моба, а на союзника. В противном случае сагрится только цель заклинания. Главное, что нужно помнить об этих таунтах, они являются магией, а не физическими абилками. Следовательно кап хита для них составляет 17%. Поэтому, если Вы не хотите чтобы в один прекрасный момент оба таунта промахнулись, вызвав тем самым вайп, необходимо обязательно использовать Символ праведной защиты. Эффекты таунта подвержены диминишингу, поэтому можете без зазрений совести ругать дд, постоянно срывающих аггро, атакуя не цель танка.
Святая клятва - основная способность, регенерирующая ману, которая за счёт талантов будет висеть весь бой, а за счёт символа даст 3% уменьшение входящего урона. Должна вешаться перед пулом. Также, имея 4 вещи из комплекта Т10, при каждом использовании клятвы будет повышаться додж на 12%. Обратите внимание - не рейтинг, а именно шанс на додж, что является очень и очень вкусным бонусом.
Священный щит - также должен вешаться перед боем и, по возможности, всё время обновляться, т.к. дает солидное уменьшение урона.
Божественная защита - наше главное преимущество перед другими танками в бою с единичной целью. В зависимости от босса, используйте заклинание по кд либо во время бурста дамага и заслужите бесконечную любовь от своих хилов... Бонус от 4 вещей из комплекта Т9 уменьшает кд на 30 сек.
Божественный щит - да да, наш преславутый бабл. Должен использоваться с огромной осторожностью, поскольку из-за имуна к любому урону, уровень угрозы паладина в тритлисте обнуляется, и счастливый босс со всех ног бежит пинать дд. Следовательно бабл не может использоваться в качестве сейвабилки - Вы тупо вайпнете рейд. Но есть небольшая хитрость: дело в том, что некоторые боссы, как Торавон Страж Льда например, во время боя кидают на танка очень болезненные стакающиеся доты, из-за чего убиваются в 2 танка. Но если вспомнить, что бабл помимо имуна к урону ещё и снимает все негативные эффекты, грамотный паладин может заюзать бабл, быстро снять его и кинуть в босса таунт. Таким образом все стаки доты слетят, а мы можем дальше спокойно танковать.
Печать порчи и Печать повиновения - единственные печати, которые используются в инстах. Первую включаем на боссах, что не даст даже самым злым дамагерам испортить нам настроение постоянными срывами аггро. Вторую используем на паках треша, что позволит удерживать их даже если некоторые недалёкие умом дд будут бить не вашу цель.
Длань спасения - она же сальва. Позволяет умерить пыл одного из дд, который генерирует слишком много трита и рискует сорвать, или же постоянно срывает, аггро. Используется только на боссах, т.к. на треше польза от сальвы стремится к нулю, и как можно позднее. Ведь чем позже будет использовано заклинание, тем больше трита оно съест.
Праведное неистовство - должно висеть на протопаладине всегда, т.к. без него невозможно генерировать нужное количество угрозы. Также не забываем об уменьшении урона благодаря таланту.
Божественное вмешательство - заклинание, которое игнорируют почти все паладины. А зря. Ведь в случае неизбежного вайпа можно пожертвовать собой и кинуть имун на кого-то из хилов, тем самым позволяя ему быстро поресать рейд, так что никому не придётся бегать духом. Ну и маленький бонус - когда мы жертвуем собой, предметы экипировки не изнашиваются, что сэкономит нам копеечку на ремонте.
Молот правосудия - должен всегда находится под рукой. Хоть большинство треша и боссов обладают имуном к эффекту стана, но это заклинание также сбивает каст, мешая противнику сражаться/хилиться.
Возложение рук - она же лайка. В большинстве случаев использование на себя малоэффективно, т.к. если нас не хилят, то лайка продлит наше существование ненадолго. Зато умирающего дд, про которого в пылу боя хилы забыли, мы вполне можем спасти от неминуемой гибели. Если же ситуация вынуждает кинуть лайку на себя, то нужно помнить, что она вешает эффект Воздержанность и спользование щитов в ближайшие 2 минуты станет невозможным, что не есть хорошо.
Символы
На самом деле, выбора символов у нас чуть более чем совсем нет. В три слота под большие символы мы просто обязаны вставить следующие символы.
Символ печати отмщения - Во время действия заклинаний "Печать отмщения" и "Печать порчи" ваше мастерство повышается на 10 Позволяет не расходовать сокеты для повышения мастерства, тем самым сэкономив их под более необходимые бонусы.
Символ праведной защиты - Повышает вероятность срабатывания способностей "Праведная защита" и "Длань возмездия" на каждой цели на 8%, Позволит не наращивать хит до капа для магий в 17%, не рискуя при этом постоянно промахиваться таунтами.
Символ святой клятвы - Когда паладин находится под действием заклинания "Святая клятва", весь получаемый им урон уменьшается на 3% Поскольку Святая клятва висит на нас перманентно, то и бонус к снижению урона будет постоянным.
Малые символы используйте на свой вкус, ниодин из них не несёт прямой пользы протопалу.
Ротация
Правильная ротация определяет пользу от персонажа не менее, чем правильный билд. Для протопаладинов в патче 3.3.5 разработано несколько разных ротаций скилов, я же продемонстрирую только ту, которой пользуюсь сам. На мой взгляд, она позволяет генерировать максимум угрозы, при этом уменьшая получаемый урон за счёт блока.
Называется эта ротация 969, так как в её основе заложена компоновка заклинаний с кд в 6 и 9 секунд. Основная идея состоит в том, чтобы максимизировать урон, используя абилки по ГКД, тоесть с промежутком в 1,5 секунд и чередовать так, чтобы использовать их по кд. Для этого используются такие способности:
КД 9 сек.
Щит небес - урона сам по себе не наносит, зато если держать всё время активным, дает постоянный бонус к шансу блокировать удар в 30%
Правосудие света либо Правосудие мудрости - За счёт талантов уменьшает скорость атаки противника и имеет кд 9 сек. Именно поэтому нет смысла тратить дополнительное очко в талант Беспристрастное правосудие, т.к. Вы всё-равно не сможете использовать правосудие повторно раньше, чем через 9 секунд. Если же не потратить ниодного очка в этот талант, ротация не будет работать. Я рекомендую в инстах использовать правосудие мудрости, поскольку нас и так будет кому хилить.
Освящение - благодаря тому, что наносит урот светлой магией, генерирует достаточно много трита. Ни в коем случае нельзя использовать Символ освящения - суть и польза ротации будут нарушены.
КД 6 сек.
Молот праведника и Щит праведности - дают хороший прирост трита за счёт урона светлой магией
Таким образом, чередуя заклинания с кд в 9 и 6 секунд, каждое из них будет использоваться по кд, при этом не ограничивая использования других способностей. Чтобы было более понятно как это делается, привожу ролик с демонстрацией такого подхода.
Не зыбываем, что данная ротация будет невозможна, если будет взято 2 таланта в беспристрастное правосудие, вместо 1-го или взят символ освящения.
Гиринг, сокеты, чанты
Теперь рассмотрим во что же нам стоит одеваться. В аддоне WotLK разработчики уровняли все танкующие классы в шмоте, так что теперь мы носим такие же вещи, как дк и вары. Это значит, что спд ни на одном предмете для танка Вы не найдёте. Да и ненужен он, ведь мы скалируем свою силу заклинаний от Силы, чего вполне достаточно, чтобы наносить хороший урон. Поэтому нужно концентрировать свое внимание лишь на характеристиках, нужных любому танку.
Для молодого протопала самым приоритетным является набор рейтинга защиты до уровня 540. В этом деле все способы хороши: вставляйте камни, зачарования. Пока не набран софткап защиты, Вам даже в 5 гер не стоит соваться, потому что любой босс закоцает в ничто. Для тех, кто испытывает проблемы с набором защиты рекомендую первое время походить на БГ и купить пару ПвП вещей. На них имеется ресайленс, который хоть и не может выступать в роли альтернативы деф рейтингу, но всё-же немного снизит вероятность попадания по Вам критическим ударом. Но даже после достижения заветных 540 защиты не стоит пренебрегать этой характеристикой, ведь она продолжает повышать Ваши бонусы доджа, парирования и шанс противника на промах.
Далее стоит позаботиться о рейтинге хита, т.к. из-за если Вы промахиваетесь по цели, то и угрозы не набираете, а значит не удержите хороших дд от срыва аггро. На шмоте хит встречается довольно редко, так что советую не пропускать ниодной возможности подобную вещь заполучить в свои лапы.
В основном же вашей задачей будет наращивание таких характеристик, как уклонение, парирование и выносливость. К сожелению, блок и block value бывают только на низкоуровневых предметах, так что его повышение возможно только через рейтинг защиты. Исходя из вышесказаного я рекомендую использовать такие сокеты.
Свиток чар для оружия - мангуст лучший энчант времён БК, но и на данный момент не потерял своей актуальности. Если вы активно добираете ловкость камнями и энчантами, то данный энчант будет приоритенее. Так же он даст вам немного ценного уклонения в реалиях ЦЛК.
Свиток чар для оружия - отведение удара хороший энчант, который выбирают сейчас многие танки, но и у него есть минусы. Проки довольно редкие, за бой с боссом сработать может всего 5 раз, но на эти 5 раз даёт 200 рейтинга парирования, а это очень ощутимо, кроме того удары от этого энчанта могут быть критическими, а это хорошая прибавка к тпс.
Свиток чар для оружия - точность если у вас не хватает денег на 2 предыдущих энчанта, то этот энчант будет не плохой альтернативой.